Энергосбережение

Энергосбережение

Пропаганда и реализация энергосбережения.

Энергия - это движущая сила любого производства. В распоряжении человека оказалось большое количество дешевой энергии, что способствовало индустриализации и развитию общества. В настоящее время при огромной численности населения и производства, потребление энергии становится потенциально опасным. Человечество стоит перед дилеммой: с одной стороны, без энергии нельзя обеспечить благополучие людей, а с другой - сохранение существующих темпов ее производства и потребления может привести к разрушению окружающей среды, серьезному ущербу здоровью человека.
Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема умного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества.
Энергосбережение и энергоэффективность - это, прежде всего бережное отношение к энергии в любой сфере и ее безвредное производство. Кто эффективно использует энергию, тот предотвращает злоупотребление ресурсами и охраняет окружающую среду.

Исторический опыт пропаганды энергосбережения.

Идея энергосбережения возникла еще в довоенной Европе, во Франции. В то время предложение услуг по энергосбережению владельцам жилых зданий и промышленных объектов с условием их оплаты из суммы достигнутой экономии ресурсов стало революционным и не имело аналогов во всем мире.
Мировой опыт свидетельствует об эффективности мероприятий по пропаганде и популяризации энергосбережения. Мировая статистика свидетельствует, что каждый вложенный рубль в энергосбережение и повышение энергетической эффективности дает эффект от 2,5 до 4 рублей годовых.
По данным международного энергетического агентства (МЭА) с кризисом дефицита электрической мощности сталкивались США, Канада, Япония, Новая Зеландия. В качестве выхода из такой ситуации предлагается «Срочная экономия электричества» или «оперативное энергосбережение».
Согласно исследованиям МЭА «экономия электроэнергии не столь элегантная мера по борьбе с энергокризисом, как создание новых генерирующих мощностей, но, возможно, - единственная альтернатива гораздо более серьезным экономическим кризисам и перебоям». Применение этих «неэлегантных мер» помогло Швеции снизить потребление на 4% за три дня, а Калифорнии - на 14% за пару месяцев. Массовая информационная кампания по энергосбережению принесла определенные плоды в Токио, Калифорнии, Бразилии и Новой Зеландии.
В России в советский период тема рационального и бережного отношения к энергоресурсам существовала лишь на уровне государственной социальной рекламы (пропаганды).
Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны. Беречь ресурсы, кстати, призывали во всех странах, воевавших с нацистской Германией: в той же Великобритании популярностью пользовались плакаты, призывающие экономить газ или обвинявшие тех, кто ездит в одиночку и расходует дефицитный бензин, в том, что они «ездят с Гитлером». В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».
К вопросам энергетической эффективности вернулись в пятидесятые, причём речь в первую очередь шла о промышленности, на которую, в отличие от ЖКХ, традиционно приходится львиная доля потребляемой электроэнергии. Например, в 1954 году, когда темпы ввода жилья увеличились более чем в два раза, появился плакат, призывающий экономить электроэнергию и разъясняющий, что 1% экономии на заводе равен потреблению двух тысяч квартир.
4 ноября 1959 года ЦК КПСС опубликовал письмо «О рациональном использовании электрической энергии». 28 ноября 1964 года выходит Постановление Совета Министров СССР «Об экономном расходовании в народном хозяйстве электрической и тепловой энергии и топлива». В основном для пропаганды энергосбережения применялись агитационные плакаты.
В 70-х годах агитационная кампания по энергосбережению практически прекратилась.
В 80-х годах под лозунгом «Экономика должна быть экономной» беречь энергию стали призывать уже не предприятия, а население. От традиционных агитационных плакатов пропагандисты перешли к новым формам агитации. В 1982 году творческое объединение «Экран» выпустило мультфильм под названием-призывом «Берегите воду!». Образ использовали простой и запоминающийся: подтекающие краны и водоразборную колонку, через которые по капле вытекало целое море.
В конце 80-х и начале 90-х активно использовали социальную рекламу.
При этом часто использовались персонажи известных мультфильмов, например, персонажи мультсериала «Ну, погоди!». После каждого короткого сюжета, в котором присутствовали незадачливый Волк и примерный Заяц, следовала мораль, например: «Каждый напрасный вызов лифта – лишний расход электроэнергии!» Или: «Прежде чем купить лампочку, подумайте, нельзя ли обойтись меньшей мощностью. Это сэкономит вам деньги, а государству – электроэнергию». Не обошлось и без знаменитого лозунга:
«Экономьте электроэнергию не на словах, а на деле. Уходя, гасите свет».
Когда СССР распался, Россия, как и многие другие страны СНГ, оказалась перед серьезной проблемой отсутствия реально работающих моделей энергосбережения.

Пропаганда энергосбережения в современном мире. «Энергосбережение - начни с себя».

Проблема энергосбережения в последние годы приобрела особую актуальность. В мире применяются меры по внедрению инновационных решений и технологий, позволяющих сократить потребление электроэнергии. Актуальность темы состоит в том, что, формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Научившись применять простейшие меры энергосбережения, мы передаем свои знания родным и близким. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствие совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.
Россия, на данный момент, остается «энергетической сверхдержавой» - обладателем одним из самых больших в мире потенциалов топливно - энергетических ресурсов. На ее территории, составляющей примерно 10% суши Земли с населением всего 2,6% от мирового, сосредоточено свыше 32% разведанных запасов газа, 13% нефти и 25% угля. Но даже при таком изобилии, проблема ресурсосбережения – одна из ключевых для России. Проблема ресурсосбережения имеет свой специфический российский аспект – это расточительное расходование энергоресурсов и энергоносителей ввиду чрезвычайной энергоемкости средств, производства топливно – энергетического и промышленного комплексов. Энергосбережение - это наиболее дешевый сейчас «источник» энергии. Следовать принципу «сделать больше с меньшими затратами» будет выгодным для всех.
Принятие Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 512–р, активизировало деятельность в области популяризации и пропаганды энергосбережения. И хотя сделано немало, российское общество демонстрирует крайне низкую информированность об особенностях энергосбережения.

Комплекс энергосберегающих мероприятий и пропаганда энергосбережения в учреждении.

Энергосбережение является актуальным и необходимым условием нормального функционирования нашего Учреждения, так как повышение эффективности использования ТЭР при непрерывном росте цен на энергоресурсы и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как ТЭР, так и финансовых ресурсов.
Мероприятия по энергосбережению, проводимые в Учреждении, можно разделить на две основные группы:
1) организационные мероприятия:
-доведение до персонала единого плана действий по энергосбережению в организации;
-организация учета и контроля по рациональному использованию, нормированию и лимитированию энергоресурсов;
- организация энергетических обследований для выявления нерационального использования энергоресурсов, своевременная профилактика утечек воды;
- своевременная проверка и корректировка договоров с энергоснабжающими организациями;
- система мониторинга потребления энергоресурсов и совершенствование топливно-энергетического баланса;
- разработка и реализация энергосберегающих мероприятий;
- для повышения информированности персонала и учащихся применение информационных стендов по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- назначение лиц, ответственных за реализацию конкретного мероприятия.
2) в учреждении проводятся следующие технические мероприятия:
- установлены приборы учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии;
- произведена замена старых окон на новые металлопластиковые;
- производится замер сопротивления изоляции;
- произведена замена старых чугунных батарей на новые биметаллические;
- производится замена устаревших светильников на энергосберегающие;
- установлены доводчики на входных дверях;
- производится систематическая чистка светильников и окон.
Еще одной из действенных мер по энергосбережению в Учреждении является формирование культуры энергосбережения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам, у сотрудников, учащихся и родителей.
Осуществляется формирование у учащихся энергосберегающей модели поведения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам при помощи:
-проведения в игровой форме занятий по энергосбережению;
-проведения творческих конкурсов;
-размещения видеоматериалов по энергосбережению (видеоролики, видеофильмы);
-размещения информационных стендов по энергосбережению на площадках Учреждения;
Особенно важно, что полученные знания учащиеся могут применять одновременно и в своих школах, и дома, став проводниками идеи энергосбережения, тесно связанной с экономией энергоресурсов и защитой окружающей среды.
Энергосбережение — это не только экономия денег, но и забота о планете. Каждый из нас является частью планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Мы тоже часть планеты, мы тоже можем внести свой вклад в окружающую природу. Мы можем экономить свет, тепло и воду, а значит и энергию. И если каждый что - то делает, мы многое можем достичь вместе!

Детская познавательно-развлекательная газета «Энергосберегайка»:

pdfГазета «Энергосберегайка-2020»
pdfГазета «Энергосберегайка-2019»
pdfГазета «Энергосберегайка-2018»
pdfГазета «Энергосберегайка-2017»

Полезные ссылки:

Нормативные документы: