Пропаганда и реализация энергосбережения.
Энергия - это движущая сила любого производства. В распоряжении человека оказалось большое количество дешевой энергии, что способствовало индустриализации и развитию общества. В настоящее время при огромной численности населения и производства, потребление энергии становится потенциально опасным. Человечество стоит перед дилеммой: с одной стороны, без энергии нельзя обеспечить благополучие людей, а с другой - сохранение существующих темпов ее производства и потребления может привести к разрушению окружающей среды, серьезному ущербу здоровью человека.
Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема умного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества.
Энергосбережение и энергоэффективность - это, прежде всего бережное отношение к энергии в любой сфере и ее безвредное производство. Кто эффективно использует энергию, тот предотвращает злоупотребление ресурсами и охраняет окружающую среду.
Исторический опыт пропаганды энергосбережения.
Идея энергосбережения возникла еще в довоенной Европе, во Франции. В то время предложение услуг по энергосбережению владельцам жилых зданий и промышленных объектов с условием их оплаты из суммы достигнутой экономии ресурсов стало революционным и не имело аналогов во всем мире.
Мировой опыт свидетельствует об эффективности мероприятий по пропаганде и популяризации энергосбережения. Мировая статистика свидетельствует, что каждый вложенный рубль в энергосбережение и повышение энергетической эффективности дает эффект от 2,5 до 4 рублей годовых.
По данным международного энергетического агентства (МЭА) с кризисом дефицита электрической мощности сталкивались США, Канада, Япония, Новая Зеландия. В качестве выхода из такой ситуации предлагается «Срочная экономия электричества» или «оперативное энергосбережение».
Согласно исследованиям МЭА «экономия электроэнергии не столь элегантная мера по борьбе с энергокризисом, как создание новых генерирующих мощностей, но, возможно, - единственная альтернатива гораздо более серьезным экономическим кризисам и перебоям». Применение этих «неэлегантных мер» помогло Швеции снизить потребление на 4% за три дня, а Калифорнии - на 14% за пару месяцев. Массовая информационная кампания по энергосбережению принесла определенные плоды в Токио, Калифорнии, Бразилии и Новой Зеландии.
В России в советский период тема рационального и бережного отношения к энергоресурсам существовала лишь на уровне государственной социальной рекламы (пропаганды).
Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны. Беречь ресурсы, кстати, призывали во всех странах, воевавших с нацистской Германией: в той же Великобритании популярностью пользовались плакаты, призывающие экономить газ или обвинявшие тех, кто ездит в одиночку и расходует дефицитный бензин, в том, что они «ездят с Гитлером». В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».
К вопросам энергетической эффективности вернулись в пятидесятые, причём речь в первую очередь шла о промышленности, на которую, в отличие от ЖКХ, традиционно приходится львиная доля потребляемой электроэнергии. Например, в 1954 году, когда темпы ввода жилья увеличились более чем в два раза, появился плакат, призывающий экономить электроэнергию и разъясняющий, что 1% экономии на заводе равен потреблению двух тысяч квартир.
4 ноября 1959 года ЦК КПСС опубликовал письмо «О рациональном использовании электрической энергии». 28 ноября 1964 года выходит Постановление Совета Министров СССР «Об экономном расходовании в народном хозяйстве электрической и тепловой энергии и топлива». В основном для пропаганды энергосбережения применялись агитационные плакаты.
В 70-х годах агитационная кампания по энергосбережению практически прекратилась.
В 80-х годах под лозунгом «Экономика должна быть экономной» беречь энергию стали призывать уже не предприятия, а население. От традиционных агитационных плакатов пропагандисты перешли к новым формам агитации. В 1982 году творческое объединение «Экран» выпустило мультфильм под названием-призывом «Берегите воду!». Образ использовали простой и запоминающийся: подтекающие краны и водоразборную колонку, через которые по капле вытекало целое море.
В конце 80-х и начале 90-х активно использовали социальную рекламу.
При этом часто использовались персонажи известных мультфильмов, например, персонажи мультсериала «Ну, погоди!». После каждого короткого сюжета, в котором присутствовали незадачливый Волк и примерный Заяц, следовала мораль, например: «Каждый напрасный вызов лифта – лишний расход электроэнергии!» Или: «Прежде чем купить лампочку, подумайте, нельзя ли обойтись меньшей мощностью. Это сэкономит вам деньги, а государству – электроэнергию». Не обошлось и без знаменитого лозунга:
«Экономьте электроэнергию не на словах, а на деле. Уходя, гасите свет».
Когда СССР распался, Россия, как и многие другие страны СНГ, оказалась перед серьезной проблемой отсутствия реально работающих моделей энергосбережения.
Пропаганда энергосбережения в современном мире. «Энергосбережение - начни с себя».
Проблема энергосбережения в последние годы приобрела особую актуальность. В мире применяются меры по внедрению инновационных решений и технологий, позволяющих сократить потребление электроэнергии. Актуальность темы состоит в том, что, формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Научившись применять простейшие меры энергосбережения, мы передаем свои знания родным и близким. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствие совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.
Россия, на данный момент, остается «энергетической сверхдержавой» - обладателем одним из самых больших в мире потенциалов топливно - энергетических ресурсов. На ее территории, составляющей примерно 10% суши Земли с населением всего 2,6% от мирового, сосредоточено свыше 32% разведанных запасов газа, 13% нефти и 25% угля. Но даже при таком изобилии, проблема ресурсосбережения – одна из ключевых для России. Проблема ресурсосбережения имеет свой специфический российский аспект – это расточительное расходование энергоресурсов и энергоносителей ввиду чрезвычайной энергоемкости средств, производства топливно – энергетического и промышленного комплексов. Энергосбережение - это наиболее дешевый сейчас «источник» энергии. Следовать принципу «сделать больше с меньшими затратами» будет выгодным для всех.
Принятие Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 512–р, активизировало деятельность в области популяризации и пропаганды энергосбережения. И хотя сделано немало, российское общество демонстрирует крайне низкую информированность об особенностях энергосбережения.
Комплекс энергосберегающих мероприятий и пропаганда энергосбережения в учреждении.
Энергосбережение является актуальным и необходимым условием нормального функционирования нашего Учреждения, так как повышение эффективности использования ТЭР при непрерывном росте цен на энергоресурсы и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как ТЭР, так и финансовых ресурсов.
Мероприятия по энергосбережению, проводимые в Учреждении, можно разделить на две основные группы:
1) организационные мероприятия:
-доведение до персонала единого плана действий по энергосбережению в организации;
-организация учета и контроля по рациональному использованию, нормированию и лимитированию энергоресурсов;
- организация энергетических обследований для выявления нерационального использования энергоресурсов, своевременная профилактика утечек воды;
- своевременная проверка и корректировка договоров с энергоснабжающими организациями;
- система мониторинга потребления энергоресурсов и совершенствование топливно-энергетического баланса;
- разработка и реализация энергосберегающих мероприятий;
- для повышения информированности персонала и учащихся применение информационных стендов по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- назначение лиц, ответственных за реализацию конкретного мероприятия.
2) в учреждении проводятся следующие технические мероприятия:
- установлены приборы учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии;
- произведена замена старых окон на новые металлопластиковые;
- производится замер сопротивления изоляции;
- произведена замена старых чугунных батарей на новые биметаллические;
- производится замена устаревших светильников на энергосберегающие;
- установлены доводчики на входных дверях;
- производится систематическая чистка светильников и окон.
Еще одной из действенных мер по энергосбережению в Учреждении является формирование культуры энергосбережения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам, у сотрудников, учащихся и родителей.
Осуществляется формирование у учащихся энергосберегающей модели поведения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам при помощи:
-проведения в игровой форме занятий по энергосбережению;
-проведения творческих конкурсов;
-размещения видеоматериалов по энергосбережению (видеоролики, видеофильмы);
-размещения информационных стендов по энергосбережению на площадках Учреждения;
Особенно важно, что полученные знания учащиеся могут применять одновременно и в своих школах, и дома, став проводниками идеи энергосбережения, тесно связанной с экономией энергоресурсов и защитой окружающей среды.
Энергосбережение — это не только экономия денег, но и забота о планете. Каждый из нас является частью планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Мы тоже часть планеты, мы тоже можем внести свой вклад в окружающую природу. Мы можем экономить свет, тепло и воду, а значит и энергию. И если каждый что - то делает, мы многое можем достичь вместе!
Энергосбережение: советы для детей и их родителей
Энергия – это то, без чего невозможно представить нашу жизнь. Она освещает наши дома, греет воду, помогает готовить еду и заряжает гаджеты. Но энергия не бесконечна, поэтому важно научиться её экономить. В этой статье мы расскажем о простых способах, которые помогут детям и их родителям сделать свой дом энергоэффективным.
Почему нужно экономить энергию?
Энергия, которую мы используем каждый день, поступает от природных ресурсов, таких как нефть, газ, уголь и вода. Эти ресурсы не возобновляются быстро, а значит, их запасы могут истощиться. Кроме того, при производстве энергии выделяется много вредных веществ, загрязняющих окружающую среду. Экономя энергию, мы помогаем сохранить природу и улучшить экологию.
Как дети могут участвовать в энергосбережении?
Дети могут внести большой вклад в экономию энергии, выполняя простые действия:
1. Выключайте свет. Когда выходите из комнаты, обязательно выключайте свет. Это самый простой способ сэкономить электроэнергию.
2. Используйте дневной свет. Если днём светло, откройте шторы и воспользуйтесь естественным светом вместо ламп.
3. Не оставляйте зарядные устройства включёнными. Когда телефон или планшет полностью заряжен, отключайте зарядку от розетки. Зарядка потребляет энергию даже тогда, когда устройство уже заряжено.
4. Экономьте воду. Закрывайте кран, когда чистите зубы или моете руки. Используйте душ вместо ванны, чтобы сократить расход воды.
5. Утеплите окна и двери. В холодное время года тепло может уходить через щели в окнах и дверях. Помочь родителям заклеить эти места поможет снизить расходы на отопление.
6. Игры на свежем воздухе. Вместо того чтобы играть в компьютерные игры весь день, проводите больше времени на улице. Это полезно для здоровья и позволяет меньше использовать электричество.
Что могут сделать родители?
1. Установите энергосберегающие лампы. Они потребляют значительно меньше электроэнергии, чем обычные лампы накаливания, и служат дольше.
2. Покупайте энергоэффективную технику. При покупке бытовой техники обращайте внимание на класс энергопотребления. Техника класса А+++ наиболее эффективна.
3. Регулируйте температуру отопления. Поддерживайте комфортную температуру в доме, но не перегревайте помещения. Оптимальная температура зимой – около 20–22°C.
4. Устанавливайте таймеры и датчики движения. Таймеры позволяют автоматически включать и выключать освещение, а датчики движения обеспечивают включение света только тогда, когда кто-то находится в помещении.
5. Заменяйте старые окна и утепляйте стены. Современные стеклопакеты и теплоизоляция помогают сохранять тепло в доме и уменьшают затраты на отопление.
6. Следите за состоянием приборов. Регулярная чистка фильтров кондиционеров и пылесосов, проверка состояния холодильника и других бытовых устройств позволит им работать эффективнее.
7. Отключайте электроприборы. Если вы не пользуетесь телевизором, компьютером или другой техникой, лучше отключить их от сети. Многие приборы продолжают потреблять энергию даже в режиме ожидания.
8. Воспитывайте привычку к экономии. Привлекая детей к участию в энергосбережении, вы формируете у них полезные привычки, которые останутся на всю жизнь.
Энергосбережение – это важный шаг к сохранению природы и улучшению качества жизни. Даже небольшие изменения в поведении каждого члена семьи могут привести к значительным результатам. Совместными усилиями дети и взрослые могут создать более экологически чистый и устойчивый мир.
Детская познавательно-развлекательная газета «Энергосберегайка»:
Газета «Энергосберегайка-2020»
Газета «Энергосберегайка-2019»
Газета «Энергосберегайка-2018»
Газета «Энергосберегайка-2017»
Полезные ссылки:
- Всероссийский Фестиваль энергосбережения и экологии #ВместеЯрче (материалы фестиваля) https://вместеярче.рф/materialy/
- Обучающие он-лайн игры http://energoeducation.ru/igry.php
- Учебно - методический комплект по развитию культуры энергосбережения и энергоэффективности https://www.interef.ru/ru/_special/education/
- Центр энергоэффективности Министерства образования и науки РФ http://energoeducation.ru/
- Комитет по энергетике и инженерному обеспечению https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ingen/
- СПбГБУ «Центр энергосбережения» https://gbuce.ru
Нормативные документы:
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 321 (ред. от 26.08.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики"
- Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ